ПАМЯТКА ОБУЧЕНИЯ РАССУЖДЕНИЮ.
- Определите тезис, идею, главную
мысль, которую собираетесь доказывать. Представьте её мысленно.
- Для уточнения тезиса четко
сформулируйте вопрос, ответом к которому будет служить ваш тезис.
- Убедитесь на примерах в
логичности, непротиворечивости вашего тезиса. Подумайте, как лучше
подвести читателя (слушателя) к пониманию тезиса.
- Подберите аргументы,
подтверждающие ваш тезис:
- логические доказательства, доводы;
- примеры, случаи, цифры, факты;
- мнения авторитетных людей, цитаты.
Выделите среди них главные.
- Попробуйте доказать ваш тезис
«от противного», т.е. сформулируйте противоположную мысль – антитезис,
доведите его до логического конца. Убедитесь в его неправильности.
- Умейте выделить
причинно-следственные связи, постарайтесь их адекватно выразить.
- Сформулируйте вывод. Насколько
он соответствует первоначальному тезису? Необходима ли корректировка
тезиса? Аргументов? Вывода?
- Найдите заглавие, наилучшим
образом отвечающее идее и теме текста, его типу, стилю.
- Составьте план. Подумайте над
структурой текста:
- введением;
- формулировкой тезиса (Стоит ли его помещать в начале текста? Что раньше:
суждение, факт, собственная оценка? Что убедительнее?);
- последовательностью и формой приведения доказательств;
- окончанием (нужно ли формулировать вывод или же он очевиден? Подумайте, как
перейти к выводу. Не делайте его неожиданным, резко, несоразмерно кратким).
- Используйте языковые средства,
наиболее точно отражающие смысл текста и соответствующие его стилю:
- отвлеченные понятия, обобщения;
- термины;
- вводные слова (прежде всего, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец);
противительные союзы (но, однако);
- вопросительные предложения, сложные предложения.
- Уважайте читателя (слушателя).
Делайте его своим другом, союзником, единомышленником. Не будьте
навязчивым, нескромным. Не подчеркивайте, что вы образованнее (умнее)
читателя (слушателя). Избегайте необоснованных решений и указаний. Думайте
о том, как выглядите со стороны.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/ |